(2 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Человек, как самое разумное существо планеты, помимо вербального общения использует целый ряд невербальных средств для коммуникации, среди которых мимика и жесты занимают главную роль.

Вербальное общение и его роль в жизни человека

Вербальное общение представляет собой обмен информацией без эмоциональной окраски. Большинство источников в психологии выдвигают мнение, что такой тип общения не играет особо важной роли в жизни человека. Считается, что невербальные средства наполняют слова смыслом, чувством и настроением. Сухие факты, сказанные однотонно, не усваиваются и не запоминаются. Однако это не совсем так.

Существует ряд случаев, когда важно лишь вербальное общение и выражение эмоций и чувств недопустимо. В первую очередь, это юриспруденция и судебное дело. Здесь необходимо орудовать одними словами, опираясь на факты и доказательства. Чем более ровный и спокойный тон речи, тем выше профессиональная подготовленность юриста.

Ещё одна область — журналистика. Особенно это касается дикторов, работающих на новостных каналах телевидения. Ежедневно мир сотрясают новости, способные вывести из равновесия любого человека.

Однако доносить их до народа необходимо ровным голосом без проявления чувств. Умение не реагировать и не прикладывать к содержанию слов своей личной оценки восприятия — высший пилотаж в журналистике.

Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
Журналистам нужно знать приемы вербального и невербального средства общения

Говоря о роли вербального общения, следует отметить несколько важных моментов:

  • умение говорить кратко, тезисно и понятно;
  • умение слушать другого, не перебивая;
  • способность слышать и воспринимать верно информацию;
  • способность правильно истолковывать полученную информацию и прикладывать ее в дальнейшем.

Функции речи

Вербальные и невербальные средства общения формируют речь между людьми.

Есть 3 основные функции речи:

  • коммуникативная;
  • регулирующая;
  • программирующая.

Коммуникативная функция обеспечивает главную потребность человека: понимать других людей и самому быть понятым. Язык, на котором говорят люди, с детства начинает усваиваться ребёнком, в возрасте уже 1,5-2 лет большинство детей способны воспроизводить некоторые слова. Каждая народность имеет свой индивидуальный язык, на котором происходит и мышление, и произношение речи.

Способность говорить не имеет генетической предрасположенности. Речевые центры человеческого мозга активны и развиваются примерно до 9-10 лет. После этого возможность научиться воспроизводить речь резко снижается. Также склонность быстро усваивать различные языки зависит от того, какое полушарие человека наиболее активно.

Регулирующая функция определяет способность словами воздействовать на осознанное поведение самого себя или другого человека. Например, говоря «Сначала поработаю, затем пойду обедать», индивид намечает себе порядок последовательных действий.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Слова, сказанные в адрес другого человека, побуждают его действовать согласно им. Также есть вариация функции, когда человек способен словесно влиять на большие или малые группы людей.

Программирующая функция отвечает за составление высказываний, предложений и сложных речевых конструкций. В основе лежит взаимодействие мыслительного процесса с умением говорить.

Речевая деятельность: формы языка

Речевая деятельность направлена на установление контакта между людьми. Основной целью является поддержание информационных и социальных связей, а также  межличностное взаимодействие.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Формы языка бывают:

  • письменная;
  • устная;
  • литературная;
  • национальные диалекты;
  • жаргоны.

Устная речь общедоступна для каждого жителя той или иной местности, письменная ограничивается необходимостью получать образование. Литературную форму создают культурные деятели, поэты, ораторы.

Их высказывания, наполненные смыслом, являются эталоном для среднего слоя населения. Диалект получает развитие на территории конкретного места, определяется этническими и культурными особенностями народности. Жаргон — разговорная непринуждённая форма, характерная некоторым социальным слоям населения.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Также существует подразделение на монологическую и диалогическую формы. Монолог — повествование одного человека, его размышления и высказывания. Диалог предполагает речевое взаимодействие двух людей, наполненное общением на определенные темы.

Средства вербального общения

Вербальные и невербальные средства общения определяют социальное взаимодействие людей.

К вербальным средствам относятся:

  • способность говорить;
  • навык письма;
  • умение слушать;
  • способность вести диалог;
  • внутренний самостоятельный монолог.

Вербальное общение состоятельно лишь на общем, понятном для всех участников, языке. Часто представители других стран не способны понимать многие формы языка (жаргон, уменьшительно-ласкательные слова).

Средства вербального общения необходимо развивать каждому образованному человеку. Способность говорить — банальное, казалось бы, умение. Однако часто бывает, что высказывание собственных мыслей — сложная, трудно выполнимая задача.

Речь нужно совершенствовать, читать больше художественной литературы, учить стихи наизусть. Выражая своё мнение, говорить стараться нужно кратко, но емко.

Навык письма нарабатывается в образовательных учреждениях. Русский язык — один из самых богатых, но сложных. Писать грамотно можно научиться, изучив все правила и постоянно практикуя это умение. Ежегодно в России проводят единый диктант для всех желающих проверить свой уровень грамотности.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Способностью слушать может похвастаться далеко не каждый. Сегодня это умение напрямую связано с уровнем воспитания и культуры общения.

Правильно выстраивать и вести диалог — настоящее искусство. Для развития навыка необходимо развивать способность выражать мысли кратко, четко и понятно. Отвечать на заданные вопросы по делу — ещё одна составляющая. Естественно, диалог не может сложиться без желания слушать партнёра. Внутренний монолог определяет духовную составляющую человека, его способность размышлять и анализировать.

Речь и язык: связь и различия

Понятие речи тесно связано с языком. Оба они составляют основу коммуникации людей. Без одного невозможно существование другого.

Но и ряд значимых отличий они имеют:

  • язык — общепринятая система, одинаковая для всех. Речь индивидуальна для каждого человека и не повторяется никогда;
  • психика человека ответственна за речь. За язык — социальные нормы;
  • язык можно описать сводом постоянных правил. Речь динамична, постоянно изменяется, и нет возможности ее свести к единым нормам;
  • речь имеет свойства, которых нет у языка (грамотная, громкая, длинная, скучная).Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Если рассматривать эти 2 понятия на уровне психоэмоциональных явлений, речь — наиболее сложная форма, которая отвечает за выражение собственных идей, мыслей и чувств. С помощью знания определенного языка речь становится возможной. Язык — система знаков, иероглифов, букв, символов, более материальное понятие.

Особенности процессов речевой коммуникации

Процесс речевой коммуникации представляет собой обмен информацией. Основа этого процесса лежит в возможности учиться, развиваться и совершенствоваться.

Главными задачами речевой коммуникации являются:

  • информировать собеседника;
  • побуждать оппонента к действиям;
  • достигать общего мнения с собеседником;
  • выражать свои чувства, эмоции.

Самым основным требованием для возможности осуществления процесса речевой коммуникации является умение думать и размышлять. Далее необходимо превращать свои мысли в словесную форму и выдавать ее на понятном для оппонента языке.

Стадии речевой коммуникации:

  1. Формирование основной задачи.
  2. Подбор словарного эквивалента.
  3. Осуществление речи.

Составляющими речевого процесса являются:

  • автор послания;
  • собеседник;
  • речевое сообщение.

Чтобы успешно коммуницировать, необходимо быть открытым для общения, уметь разделять чужие взгляды, противостоять во мнениях дружелюбно и мягко, принимать чужую точку зрения.

Характеристики голоса

Голос — звуковое выражение, получаемое с помощью колебаний голосовых связок.

Основными характеристиками являются:

  • сила или громкость. Зависит от особенностей и возможностей легких, гортани и связок. В современном обществе необходимо верно определять условия, в которых допустимо говорить либо громко, либо тише. Способность снижать силу — умение воспитанного и культурного человека;Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
  • высота. Определяется физиологическими свойствами органов дыхания. Представляет собой диапазон звуков, который доступен определенному человеку. Чаще всего это 1,5 октавы. Тональность звучания окрашивает речь в эмоциональные краски. Необходимо избегать монотонности в разговоре: такая речь скучна и однообразна. Однако применение повышенных тонов также неприятно для слуха. Как правило, в момент сильного напряжения и эмоциональной нестабильности голос свойственен меняться и переходить на высокую тональность;
  • тембр. Это индивидуальная окраска голоса, которая слышна при пении. Основной тон дополняется обертонами, создаваемыми в гортани и бронхах. Таким образом, получается приятный голос. Над тембром можно работать и добиваться поставленного профессионального звучания. Мужские тембры — тенор, баритон и бас. Женские — сопрано, меццо-сопрано, контральто;
  • благозвучность. Характеризуется отсутствием явных недостатков, слышных при речи (гнусавость, картавость, неспособность выговаривать звуки).

К дополнительным характеристикам относят:

  • полетность — слышимость на расстоянии;
  • подвижность — умение переходить мягко и незаметно на другие тон, высоту и темп;
  • темп — скорость выговаривания слов. Навык поддерживать необходимый темп речи необходим для успешного общения в различных условиях;
  • тон речи (спокойный, веселый, напряжённый, восторженный, злой).

Чем отличается коммуникация от понятия общения

Вербальные и невербальные средства общения очень важны в процессе коммуникации. Однако говорить о том, что эти 2 понятия равнозначны, не совсем правильно.

Общение представляет собой легкий разговор на общие темы. Часто не несёт никакой смысловой направленности. Коммуникация всегда предполагает конкретную цель разговора одного из собеседников. Если понятие общения — равноправный процесс, коммуникация разделяет участников на того, кто выдаёт информацию, и того, кто ее получает.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Коммуникатор — человек, преследующий цели. Он часто убеждает, агитирует, настаивает, спорит. Человек, к которому он обращается, в психологии называется реципиентом. Часто коммуникация представляет собой монолог, а не диалог. Основу общения всегда составляет диалог и взаимодействие.

Невербальные средства, их виды и функции

Вербальные средства не единственные составляющие полноценного общения. Невербальные компоненты иногда носят более важную роль в этом процессе. Они представляют собой жесты, мимику, движения, интонации: все, что возможно передать телом, а не речью и языком.

Функциями невербальных средств являются:

  • придание эмоциональной окраски сказанному;
  • акцентирование на определенных словах и тезисах;
  • замена некоторых слов и словосочетаний;
  • налаживание взаимодействия между оппонентами.

Виды невербальных средств рассмотрены ниже.

Экспрессивные рефлекторные реакции

Рефлекторные реакции — ответ организма на какие-либо действия или слова. Не подвластны контролю. Возникают экспрессивно, от переполнения определёнными нахлынувшими чувствами.

Самые распространённые из них:

  • побледнение кожи;Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
  • покраснение или возникновение пунцовых кожных покровов;
  • дрожание голоса;
  • чрезмерная потливость;
  • одышка;
  • сухость во рту;
  • онемение языка;
  • слабость в ногах или «ватные» конечности;
  • расширение (сужение) зрачков.

Чаще всего вызывать такие ответные реакции способны следующие чувства:

  • страх;
  • волнение;
  • стыд;
  • ненависть;
  • раздражение;
  • возбуждение.

Чрезмерное проявление таких показательных реакций может поставить человека в неловкое положение. Оппонент же, практикуясь в психологии, может легко определить истинные переживания и эмоции партнера.

Ольфакторные средства общения

Данное средство общения говорит о возможности общаться, обмениваясь запахами. Как известно, животные способны преследовать жертву по запаху или выбирать себе партнера. Их нюх остр и чувствителен. Человек не обладает такими тонкими рецепторами. Однако можно с уверенностью говорить о том, что каждый способен чувствовать и «выбирать» себе подходящие запахи.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Феромоны не ощутимы в обычном проявлении. Но подсознание и интуитивная часть человека способны их интерпретировать. Во время сексуального возбуждения человек слышит возбуждающие запахи тела партнера. Это научно доказанный факт.

Если не складывается общение между 2 людьми, причиной может быть несоответствие или неприятие запахов. Это касается как неощутимых, так и вполне объяснимых (пот, нечистоты, вонь). Не зря, выбор приятного парфюма стал одним из важных процессов создания удачного образа, притягивающего людей.

Мимика

Мимика — движение мышц лица с целью выражения своих эмоций.

В основе этого навыка лежит способность владеть и управлять мускулами областей:

  • вокруг глаз;
  • носа;
  • рта;
  • лба;
  • щёк;
  • подбородка.

Для развития подвижности лицевых мышц необходимо заниматься фейс-фитнесом, который направлен на их укрепление и приведение в тонус. Некоторые животные владеют простейшей мимикой.

Человек, как существо более развитое, способен выразить лицом целое множество эмоций:

  • грусть;Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
  • радость;
  • волнение;
  • тревогу;
  • смятение;
  • восхищение.

Без мимического участия общение превратилось бы в скучный и неживой процесс. Благодаря комплексному движению мышц лицевой части, разговор приобретает эмоциональную окраску. Кроме того, психологи утверждают, что передаваемое сообщение теряет своё значение и не усваивается собеседником без мимики, которая заключает в себе более 75% информации.

Другими словами, иногда стоит обратить внимание на игру мышц лица, а не на слова. Вербально легко обмануть человека, невербальные средства же происходят из неосознанного и рефлекторного. Подчинить себе этот процесс стоит немалых усилий и времени.

Пантомимика

Искусство четко и без слов выражать свои эмоции с помощью различных движений (пантомима) называется пантомимикой. Это очень полезное занятие для пар, где отсутствует взаимодействие и взаимопонимание. При отсутствии слов обостряются чувства, эмоции, способность понимать и принимать.

Актёрские учебные заведения всегда в своём списке имеют обязательные предметы, связанные с пантомимой. Будущим обладателям этой профессии необходимо не только хорошо знать текст, но и уметь перевоплощаться и доносить до зрителя свои эмоции одними движениями.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Считается, что пантомимика не контролируется сознанием. Такие обычные для человека понятия, как походка или осанка, трудно поддаются изменениям. Близкие люди могут только по ним определить и узнать своего друга или родственника.

Однако высшим пилотажем в актёрском искусстве считается способность изменять свои базовые движения тела. Это достигается путём многолетних тренировок и постоянного самоконтроля.

Ученые доказали, что расшифровать и понять пантомимику кого-либо легче человеку той же половой принадлежности или профессии. Например, женщина сразу поймёт то, что хочет донести пантомимой другая женщина.

Жесты

Жест — определенное движение некоторыми частями тела, направленное на донесение какой-либо информации собеседнику. Другими словами, это конкретный символ с заданным значением.

Жесты использует каждый человек ежедневно в современном мире. Иногда это трудно заметить и проконтролировать. Если представить общение без этого невербального средства, можно прийти к выводу: коммуникация между людьми окрашивается в эмоциональные краски путём использования дополнительных составляющих.

Ряд определенных жестов общеизвестны каждому и означают следующее:

  • поднятие ладони вверх — приветствие, привлечение внимания, приказ остановить разговор или шум, завершение действия, прощание;
  • открытые ладони, разводимые в стороны — доброжелательность, открытость, приглашение;
  • энергичное постукивание кулаком по груди — привлечение внимание к словам, акцент на сказанном, усиление собственных выражений;
  • качание головой из стороны в сторону — отрицание, несогласие, негодование;
  • выставление большого пальца руки вверх — соглашение, утверждение, одобрение, положительный знак;Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
  • выставление большого пальца руки, направленного вниз (перевёрнутого) — отказ, провал, несогласие, досада;
  • образование кольца большим и указательным пальцами руки — «Все хорошо!», соглашение, утверждение, одобрение;
  • потряхивание кулаком — пожелание удачи, выражение сопереживания собеседнику в предстоящих делах.

Стоит отметить, что один и тот же жест в 2 различных странах или государствах может иметь противоположное или несходное значение. Ведь жесты имеют принадлежность к определенной культуре и местности. Поэтому, чтобы избежать неловкие ситуации, не следует пользоваться жестами, значение которых могут иметь неоднозначный смысл.

Позы

Вербальные и невербальные средства общения взаимосвязаны между собой. Поза — определенная позиция, в которую встаёт человек, исходя из настроения диалога. Она способна усиливать сказанное, делать акцент на эмоциональном содержании.Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики

Примеры некоторых поз и их расшифровка приведены в таблице:

Описание позыРасшифровка
Неуверенная позиция с чуть наклонным корпусом вперёд. Ладонь резко вскидывается вверх и закрывает рот. Иногда поза сопровождается глухим вскриком.Удивление, поражение. Чаще поза имеет негативный окрас. Шокированное состояние при обнаружении/ узнавании чего-то неприятного, неожиданного или нового.
Скрещённые руки на груди. Ноги чуть расставлены по сторонам. Уверенная позиция с прямой осанкой.Барьер для дальнейшего общения. Стремление отгородиться от поступающей информации, защита собственной территории. Нежелание откровенничать и делиться секретами.
Сидячая позиция: корпус откинут назад, одна нога запрокинута на другую. Руки заведены назад и обхватывают голову. Осанка расслаблена, комфортное состояние для сидящего.Уверенная позиция, чёткое понимание собственных целей и задач. Готовность вести за собой, делиться планами, информацией. Поза присуща прирожденным лидерам и активным личностям.
Неуверенная позиция с изменяющимися навязчивами движениями рук: почесывание затылка, касание запястий, галстукаОщущение неуверенности, страх перед собеседником, тревожность, чувство неизбежного провала.

Знание значений поз, жестов и мимики даёт преимущество более глубокого понимания личности собеседника. Принцип успешного общения или коммуникации с другими людьми зависит от правильного и согласованного использования вербальных средств с невербальными.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о вербальном общении

Психолог расскажет о вербальном общении:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ